Гуляя по обширным просторам интернета в поисках информации о нашем родном городе, наткнулся на немало неизвестных мне фактов и слухов о нём. Так родилась идея создать тему, где будут размещаться малоизвестные или вообще никому не ведомые материалы по Мерефе. Присоединяйтесь к поискам или выкладывайте редкую инфу в этой теме!
Вот что Словарь корней говорит о корне МЕРЕФ - "праздник" в МЕРЕФ АДЭРТАД; также в МЕРЕФРОНД - "Праздничный Чертог" в Минас Тирифе.
Озерянская икона - Озерянская икона Божией Матери считается покровительницей Харькова и от того ее обретение отмечается особо торжественно. Молебны в честь праздника сегодня служат не только в Благовещенском соборе - главном в харьковской Епархии, но и в двух храмах, заложенных в честь Озерянской иконы.
Озерянский храм на территории Покровского монастыря был построен в конце девятнадцатого века, на деньги прихожан. Сюда чудотворную икону переносили на зиму из Куряжского монастыря.
По преданию, икона была найдена в конце шестнадцатого века неподалеку от Мерефы, в селе Озеряны - отсюда и название Озерянская.
Отец Владимир: Мужик косил траву и рассек образ Божией матери пополам косой... он, конечно же, почувствовал, что его поступок страшен для него и для окружающих. Он взял эти две половины рассеченные иконы, благоговейно поместил у себя в молитвенном углу, зажег перед нею свечу и к утру обрел икону целой, лишь тонкий след рассечения оставался.
Рассказывают, что по чудотворности Озерянская икона уступала только главной святыне российской империи - иконе Казанской Божией матери. В Озерянах на месте чудесной находки появился целебный источник. А икона исцеляла от физических недугов и даровала зрение. Перед ней, по преданию прозрел, будущий основоположник украинского сентиментализма Григорий Квитка-Основьяненко.
Перед Озерянской иконой отступала даже холера. В годы Советской власти икона была утеряна. Сохранился лишь список, то есть копия, сделанная по всем церковным канонам и обладающая, как считают священнослужители, такой же чудотворной силой, как и оригинал Озерянскаой иконы.
"Колискова". М. Щербаков,
переклад з росiйскої Д. Голобородька
Спить Мерефа, спить Чугуїв
В полi квiти не шумлять,
В рiчцi Волзi лещ ночує,
В рiчцi Лопань жаби сплять.
Заваливсь пiд кущ собака,
Весь побитий сльози ллє.
Хай йому насняться карби Зодiака
Що на смак мов крем брюллє.
Стихли мати, гаснуть хати,
I гармата не стрiльне.
День згасає, нiч кружляє
Все минає, все мине.
Сонний мiсяц землю слуха,
Чути рiзки, пре сiвуха ...
Ось останнiй промiнь згас.
Захрапiв ведмедь в дiбровi,
Десь лунають колисковi -
Дальнiй берег, давнiй час ...
Нависає сiра мряка
На погаслих лiхтарях,
Там де спав собi собака
Чути спiви Кобзаря.
Про товари для народу,
Про цукровi буряки,
I про спорт, i про погоду,
I про дружбу навiки.
Про пiдвищенi врожаї,
Та ще й трохи про мене ...
И про те, що все минає,
Все минає, все мине.
День минув - у нас без змiни,
Нiч прошла - оцi ж картини,
Тiльки цукру вже нема.
Змовк Кобзарь, пiшов собака -
Тiльки карби Зодiака
Й куча псиного дiрма.
День згасає, нiч кружлає,
Все минає, все минає,
Що було, того нема ...
Добавлено: Пт Июн 06, 2008 10:00 am Заголовок сообщения:
Легенда о Мерефе
Духмяне літо повертає на осінь. Темніє і стає багряним листя дерев, червоними спалахами нагадує про себе горобина. Обважнілі птахи подають голоси лише по тривозі; швидкі вивірки готують зимовий запас. На низьких улоговинах, що обсіли невелику звивисту річку, де-не-де зустрічаються гриби - перестарки... Для далеких походів рання осіння пора —. найкраща. Задумливо їде на низькорослому, але виносливому коникові монгольський царевич Мерефа. Недарма в далеких степах Керулена назвали його цим ім'ям. Мерефа, Мерефатлі (Ма'ріфатлі) означав — розумний, ловкий, знаючий. Він один із небагатьох чінгізідів разом із старим і досвідченим Субудай — багадуром та запальним Джебє — нойоном пробилися у ці прекрасні, могутні ліси. Воїни боїться цих лісів, тут майже немає сонця; далеко залишився бли зький їхньому серцю безмежний степ — Дике поле, а тут стіною — чагарники, лісові трави. На привалах, вночі, запалюють кострища, навколо чатує варта. Ворог непомітно може з'явитися скрізь; проспівають свою раптову пісню стріли, вихопиться з гуща вини смілива ватага русичів, блискавками впадуть на голови необачних харалужні мечі. Русь — велика, незбагненна, її не можна перемогти, приборкати уярмити. Неначе з землі виростають дружини руських воїнів, легка монгольська кіннота повинна весь час бути напоготові. Люблять русичі свою землю, шанують її понад усе. Ніхто ще не завдавав стільки прикрощів монгольському війську... Засипаючи, Мерефа вже не бачить легкої тіні у чузі, яка скрадаючись, наближається до нього. Вранці ліс прокинувся від дикого виття. Сторожа знайшла царевича мертвим, забитим, за монгольським звичаєм у нього був переламаний хребет. Ніхто не задумувався, чия то справа... Чи виплекана роками помста родичів, чи таємний наказ одного з ханів - суперників. За все повинні були відповідати руські люди. Населення ближніх селищ гнали на страту. І через декілька діб на місці загибелі, біля звивистої річки, з'явився високий пагорб із людських черепів. А пізніше біля нього — монгольська «яма», спостережний пункт, своєрідна станція військової пошти. З часом на честь загиблого місцевість була названа Мерефою, цю ж назву дістала і річка. Про події, що відбулися тут, складали і свої нескінченні пісні монголи—поштарі. Збереглися вони і в пам'яті руського населення... Ця прадавня історія може бути й домислом, хоч згадки про неї зустрічаються і у відомих збирачів історичної і фольклорної минувшини, М. Максимовича та Ф. Колесси. На тюркську назву річки і селища наштовхують дослідників назви шляхів. Про що свого часу докладно писав Д. Багалій. Він, зокрема, зазначав, що немало відомих назв шляхів походять або від топонімів, або від власних назв. З одного боку — це назви шляхів, утворені від назв місцевостей (Ізюмський, Торський), з другого — від прізвищ, імен, прізвиськ (Ромоданівський, Сагайдачний, Кончаківський, Шпаків, Святогорський). Деякі з них явно хінського походження, наприклад, Ізюмський, Перський. Д. Багалій згадує, що в одному з письмових джерел він натрапив на татарського воєначальника з прізвищем або Мурафа, або ж Муравський. Відносно ж того, звідки походять назви шляхів і зокрема шляху Муравського, ще немає одностайної думки, дехто з учених пов'язує назву шляху з муравою, тобто з різнотрав'ям, яке буквально оточувало шлях, інші ж — зі слободою Муравою (Мурафою, Мурахвою) колишнього Богодухівського повіту. Муравським шляхом називали в давні часи т. зв. «цареву дорогу», оскільки, за оповідями та легендами, саме нею ходили брати ясак у руські землі кримські хани. Паралельні назви" Муравського шляху (Мурамський, Мурефський, Мурахвинський) однокореневі, різняться лише фонетичним оформленням. Таким чином, слово — назва Мурахва являє собою звичайну фонетичну модифікацію стародавньої лексеми Мурафа. Можна припустити, що назва Мурафсьшй походить від слободи Мурафи, хоч задається дещо неймовірним, щоб саме слобода дала свою назву шляхові. Вірогідніше, що в основі цих двох найменувань лежить назва урочища Мурафа, на що наштовхує нас аналогія щодо Ізюмського шляху, назва якого, в свою чергу походить від урочища Ізюм-Курган. Назви Мерефа і Мурафа : фонетичне близькі і, очевидно, належать до одного кореня, а це дає підставу гадати, що вони вийшли з власної назви тюркського походження. Перші свідчення про казацьку слободу Мерефу сягають середини XVII століття. З історичних даерел відомо, що в 1645 р. на річці Мерефі була заснована козацька слобода, а вже через десять років це була укріплена фортеця, озброєна чавунними гарматами. У 1676р. бєлгородський намісник князь Григорій Ромодановський писав: «В нынешнем году пришли мы в новопостроенный город Мурафу на слободу с женами и детьми. 260 человек на вечное житье, и строиться дворами...» У цьому ж році сюди прибуває з чималим загоном козаків уманський полковник Микита Семенко. Фортеця протягом майже століття героїчно протистоїть нападам іноземних загарбників. Так, у 1668 р. татари спалюють слободу, в 1672 р. харківський полковник Григорій Донець-Захаржевський розбиває під Мерефою татарське військо і бере в полон мурзу, а у 1693 р. під Мерефою потерпів поразку п'ятнадцятитисячний татарський загін. Особливо жахливим видався для Мереф'янської залоги 1711 рік, у якому «хан кримский со всеми крымскою и ногайскою ордами разные сего уезда места разорял... оный городок татарами сожжен и разорен и немалое число обитателей побито и в полон взято...» Слобода Мерефа була сотенним містом Харківського полку. І козаки цієї сотні брали активну участь у боротьбі проти іноземних поневолювачів» Серед них особливе місце належить мешканцю слободи кошовому отаманом запорізької січі Івану Сірку — людині надзвичайної мужності, сміливості, відваги і воєнного таланту. Іван Сірко палко любив свою рідну землю, народ і мужньо захищав їх. Про нього було складено чимало дум і історичних пісень. Серед них найбільш популярними були «Та, ой, як крикнув же та козак Сірко» і дума про вдову Сірчиху — Іваниху. В історичній пісні «Та, ой, як крикнув же та козак Сірко» розповідається про те, як запорізькі козаки боронили рідну землю від кримського лана. «Та, ой, як крикнув же та козак Сірко, Та, ой, на своїх же, гей, козаченьків: «Та сідлайте ж ви коней, хлопці - молодці; Та збирайтеся до хана у гості » Та туман поле покриває, Гей, та Сірко з Січі виїжджає, Гей, та ми думали та ми ж думали, Що то орли та із Січі вилітали, --Аж то військо та славне запорозьке Та на Кримський шлях з Січі виїжджало Та ми думали, ой, та ми ж думали, Що то місяць в степу, ой, заходжає, — Аж то козак Сірко, та козак же Сірко На битому шляху та татар оступає». У народній думі про Сірчиху — Іваниху говориться про долю сім'ї Івана Дмитровича Сірка, який деякий час був полковником Харківського Слобідського полку. Все життя проводив він у боях та походах, роками не буваючи дома в Мерефі, в своїй слобідці Артемівці, що біля неї. Ратні справи тримали його далеко від рідної домівки та родини. Про що й оповідає дума, малюючи трагічну історію загибелі його синів. «В городі Мерефі жила вдова, Старенька жона, Сірчиха — Іваниха Вона сім літ пробувала Сірка Івана в очі не видала, Тільки собі двох синів мала: Первого сина — Сірченка Петра, Другого сина — Сірченка Романа, Вона їх до зросту держала..." Неодноразово поставали мешканці слободи проти соціального визиску, гніту козацької старшини, яка поступово захоплювала кращі землі, володіла слобідками, пригноблювала бідний люд. Так, восени 1670 р., в Мерефі вибухнуло повстання під керівництвом Леська Черкашенина, палкого прихильника Степана Разіна; мереф'яни брали участь і в гайдамацькому русі (50—70 рр. XVIII ст.), спрямованому проти примусового покріпачення селянства.
Наверно все-таки идет речь о нашей, потому что Мереф много, но харьковский полк и изюмский шлях в одном экземпляре. Но всё равно чето не вяжется эта вся легенда. По-моему вообще выдумка _________________ Правый всегда прав, из двух правых прав тот правый, который правее.
Добавлено: Вт Май 05, 2009 1:49 pm Заголовок сообщения:
Из " Описання Слободско-Украинских городов и местечек, доставленные в Екатерининскую комиссию для составления проекта Нового уложения 1767 г.”
...Город Мерефа положением на ровном месте; в нем земляная крепость в длину 66, в поперечнику 63 аршинных саженей. Земля от города по примеру простирается на 12 верст и состоит под хлебопашеством и сенокосом, по частям сухая, мокрая, ровная и гористая и скелько оной земли четвертей или десятин, яко оная до сего времени на четверги положена не была и ныне еще не отмежевана, знать не можно.
Помянутый город Мерефа при речке Мерефе состоит, и та речка вершину свою имеет Валковского комиссарства в урочище с под Туровых Лук, течение свое имеет того комиссарства через слободы Комаровку, Артемовку и Мерефу, впала устьем на речку Мож, а по оной никакими судами ходу нет и быть не можно.
От Москвы расстоянием в 704, от Санкт-Петербурга в 1442, от губернского города Харькова в 26 верстах.
Положенных в подушной оклад мужеска полу душ 1041, купцов и цехових, также чужестранных купцов не имеется, разночинцев—18, художников и ремесленн ы х людей як ото: сапожников — 5, портных — 4, колесников — 5, кузнецов — 7, разделяющихся же на три разные статьи гильдии и протчие разделения купцов не имеется.
Более торгов и промыслов городские жители упражняются в хлебопашестве и возкою в Черкасск за рыбою, в Бахмут и Тор за солью.
Ярмонки бывают: 1 генваря, июня 24-го, августа 6-го числ торжки в воскресные дни, а на оные продаются скот, хлеб и протчее.
Никаких фабрик и заводов не имеется. Мельниц городских не имеется, кроме Харьковского Преображенского монастыря на показанной речке, которая состоит на шести колах. Чрез вышеписанную речку Мерефу [есть] проезд состоящею в помянутых мельницах плотиною, находящейся на монастырском содержании.
Городских и никаких ловлей не имеется. Потребное для пищи и содержания жителей получается с одного хлебопашества и промыслу, сходки в Черкасск и Бахмут и размножения скота, птиц и продажи оной.
В городе ремесла и рукоделие производятся: сапожное, портное, колесное и кузнецкое.
Город для своих нужд заимствует от городов Бахмута и Тору солью, от Черкасска у Дону рыбою, а напротив того от себя снабдевает хлебом и во время урожая овощами.
Казенные подати собираются по силе губернаторской инструкции в две половины года — первая в генваре, а другая в сентябре месяцах. А по собирании все бездоимочно отправляются в губернскую канцелярию, где вынная ситка, с души по 95 копеек, а где оной ситки нет, с тех по 85 копеек в год по раскладке обывательской с жеребьев по имуществу, от которой и щети свидетельствуются.
В городские и казенные службы выборы бывают на основании Слободско-Украинской губернской канцелярии указов с числа душ с семянистых обоих от 20 до 30 человек.
Канцелярских сборов не имеется, кроме на содержание казенного писаря и на покупку в казенном правлении бумаги и сургуча и на протчие случающиеся их обывательские надобности, которые они но своим приговорам собирают, и сами приход с расходом свидетельствуют; а комиссарское правление и при нем служители на казенном содержании.
Особых жалованных от государей грамот, привилегий и других учреждений не имеется, кроме одни грамоты и привилегии, кои на все прежде бывшие слободские полки, что ныне Слободско-Украинская губерния, от прежних российских государей пожалованы и оными поныне город довольствуется.
Оной город Мерефа когда и кем населен не известно.
Город Мерефа от рубежа, то есть от Украинской линии, расстоянием в 30 верстах.
Училищ никаких не имеется, кроме при церквах в школах малолетние российской грамоте обучаются.
Гражданство вообще тягость содержанием строением с давних лет от своего кошту мостов и гатей, а ко облегчению и приведению города в цветущее время служить может на казенном содержании мостов, в беспрепятственном производстве и беспошлинно по данным в слободские полки от прежних государей привилегий всяких торговых промыслов, содержанием рыбных ловлей, винокурениях и шинков.
Из "Описания городов и знатных местечек в провинциях Слободской губернии в 1767—1773 годах"
Описание города Мерефы (1773 года)
Сей город Мерефа сначала поселен в 7192 годе(1684 г.) и собирались на поселение малороссияне из-за Днепра польских и малороссийских мест.
А кто осадчий их был не известно, по неимению старожилов и письменных изъяснений.
Городок построен был к убежищу от неприятельского татарского нападения деревянной с небольшим земляным валом, а каков был окружностью — знать не можно.
Оной городок в 711 году, когда хан Крымской со всею Крымсскою и Нагайскою ордами разные сего уезду места разорял, татарами сожжен и разорен и немалое число обывателей побито и в полон взято. Оборона была от одних обывателей оружейная, но сколько обывателей в полон взято, убито и за разорением осталось известия нет.
По разорении оного потом уж населен созванными с разных мест людьми и укреплен высоким валом, рвами и двумя бастионами окружностью 286 трехаршинных саженей, а ныне оное укрепление обветшало.
Изстари, как известно от старожилов, до умножения малороссийского народа в сем городку содержали воинское и гражданское управление великороссийские воеводы, а по довольном расположении во всем уезде народа селением но каким указам то правление воевод со всею их тогдашнею командою выведено, а защищение городское и всевоинское и гражданское правление в полное распоряжение препоручено козацкому полковнику с старшиною под главную дирекцию российских командиров и каков сей город герб носить должен, о том никакого письменного обстоятельства не имеется.
А в прошлом 765 году, когда по именному Ея императорского величества Указу учреждена в Харькове новая Слободско-Украинская губерния, то сей город назначен комиссарским.
Город стоит на берегу реки Мерефы на южной восточной стороне, жилье оного по обеим сторонам реки к югу и востоку на полверсты, а к западу на 38 трехаршинных саженей. Городок соединяется чрез реку посредством сделанной плотины.
Ярмонки хотя бывают в год три раза — первой генваря 6, другой — июня 24, третьей — августа 6 числ, но весьма малые и продолжаются не более двух дней, на оных разных великороссийских и малороссийских мест купцы не бывают, а приезжают с околичных с Харькова, Змиева и Новых Водолаг, но и то с самыми мелкими товарами, яко то: холстом, набойками, лентами и другими тож подобными русской работы вещьми.
На сии ярмонки съезжаются обыватели из самых ближайших мест, по большей части с хлебом, деревянной посудой, горячим вином, с садовыми и лесовыми овощами и огородными плодами.
Ремесло у жителей: ткацкое, кожевное, сапожное, кузнечное, плотницкое, а по большей части в хлебопашестве упражняются; чрез Мерефянское комиссарство протекают две речки — Мерефа и Мож с впадающими в них небольшими речками. Вершины сих речек в Харьковском и Валковском комиссарствах не далее от Мерефы 25 верст; оная речка Мерефа впадает в реку Мож от Мерефы две версты и, соединясь вместе, составляют одну реку Мож и также впадает Изюмской провинции Балаклейского комиссарства в местечке Змиеве в Донец.
По сим речкам ловится рыба: щуки, окуни, караси, лини, плотва, вьюны, раки.
Сии речки замерзают в ноябре, а проходят в марте месяцах.
В Мерефе и в приписных хлеб сеется: рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха, горох, конопли, лен, озимый хлеб в лучшее время плод приносит вчетверо, яровой — вшестеро, просо и горох — в десять раз.
В комиссарстве скот содержится: лошади, коровы; овцы, свиньи, козы за неимением степных угодьев весьма мало.
По лесам звери: волки, медведи, дикие козы, лисицы, зайцы, белки.
Птицы: соловьи, перепелки, утки, голуби, горлицы, куропатки, стрепеты, тетерева, щеглята, жайворонки, синицы, воробьи, дрофы, сойки, дрозды, косы, сороки, вороны, галки, хищные орлы, ястребы большие и малые, коршуны и совы.
Знатных и высоких гор нет, а ровные места.
Лесов больших не имеется, потому что пред сим по небрежению обывательскому испустошены, однак, за учреждением Слободско-Украннской губернии, по данным от оной наставлениям приходят к отврасту... Растет: дубовое, берестовое, липовое, сосновое, осиновое, березовое, кленовое, ольховое, вязовое, орешник, диких яблок, груш и терновнику немалое число.
Гром слышан бывает с апреля по октябрь месяц. Народ живет одного христианского закона.
От Мерефы до смежных Змиева — 26, Новых Водолаг — 18, Валок — 30, Харькова — 26 верст.
В Мерефе состоит два общественных магазейнов, первый — для казенной соли, а другой—запасной, в который собирается с каждой души ежегодно по одному гарцу ржи, а по другому овса или ячменю; в сем городку учреждено особое комиссарское правление, о котором ведомость прилагается.
...Замечательно, что во всей этой местности на юго-восток от Харькова названия мест и урочищ носят явно тюркский облик: Карачевка, Бабаи, Хорошев, Мерефа, Мурафа, Байдаки, Куряж, Чугуев, Изюм — все это не славянские имена, имеющие весьма близкие по созвучию слова в тюркских наречиях; приведу хотя следующие: кар (снег), кара (черный, злополучный), баб (двери, ворота), баба (отец, дед, старик), хорос (петух), хуруш (смятение), мурафеа (тяжба)...
...Это один из древних городов Слободской Украины, который по положению своему на юге поселений имел важное значение. Поныне еще видны остатки бывшей здесь крепости: с востока она защищалась болотом, с запада р. Мерефою; площадь ея в длине с востока на запад прострилась на 130 саженей, а в ширине с севера па юг на 75 саженей. На башне была пушка. В 1785 году находим крепость в таком виде: «крепость сделана в давних годах; вокруг оной земляный вал, вышиною от горизонта в 3 сажени с половиною, а шириною в 6 сажень; па каждом углу поставлено по чугунной пушке. В той крепости церковь деревянная во имя Николая Чудотворца; при ней училище, в коем обучаются русской грамоте вольные люди; в оной же крепости магезейн для ссыпания хлеба. А за крепостью две церкви деревянные, 1-я — во имя Преображения Господня, 2-я — во имя Архистратига Михаила, 8 лавок деревянных; каждый год бывает три ярмарки: генваря 1, июня 24 и августа 6. До 1765 г. Мерефа была сотенным местечком Харьковского полку. С 1765 года в ней было комиссарское управление, а с 1780 г. осталась она слободою...
отаке... _________________ Я не люблю базар,не люблю расклады,гады,отдельно я и трогать меня не надо...
Возраст: 16 Зодиак: Зарегистрирован: 01.10.2008 Сообщения: 728 Откуда: от мамы с папой
Добавлено: Вт Май 05, 2009 2:03 pm Заголовок сообщения:
Zeit,Vilaly,tokar_all,
Жму руки!
Спасибо за информацию. _________________ Не стало народа, вместо него хрюкало оболваненное скопище своекорыстных индивидуумов, объединенных только общими праздниками.
Добавлено: Вт Май 05, 2009 2:38 pm Заголовок сообщения:
исче
ОЗЕРЯНСКАЯ БОГОРОДИЧНАЯ ПУСТЫНЬ
Озерянская Богородичная пустынь находилась в 26 верстах от Харькова и в 3 — от слободы Мерефы, на левом берегу речки Сзерянки. Это была в буквальном смысле пустынь. Еще и теперь место, где был Озерянский приют пустынников, почти непроходимо от топей, озер и леса. Что ж было за сто лет и больше прежде того? Глубокие обвалы земли и дикие скалы составляют величественную картину местности Озерянской. Присоедините к тому несколько озер, разбросанных на юго-западной стороне пустыни, и вы поймете название Сзерянки.
Об основании Озерянской пустыни настоятель ее, иеромонах Ефрем Мокренский, в дек. 1762 г. представил в своем донесении архимандриту Покровского монастыря следующее собственноручное показание жителя Мерефы подпрапорного Григория Кононовича, «видел и помню я подлинно Сзе-рянская пустынь в 1710 г. мар. 15 отцем Феодором, Богородицким священником Мерефянским, отцу архимандриту Святогорскому Севастьяну отдана, а утверждена генерал-маиором Феодором Шид-ловским 1710 года мар. 15 дня, и оным архимандритом поставлена церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы». По Святогорским актам видно, что а) в 1696 г. города Мерефы Богородицкий священник Феодор писал в просьбе своей к харьковскому полковнику Феодору Донцу: «По измене Ивашки Брюховецкаго пришел он, поп Феодор, из малороссийских городов в Мерефу на житье, и по благословению и по грамоте блаженныя памяти преосвященнаго Феодосия, митрополита бело-градскаго (умер 1671 г.), служил он в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы многие годы. А есть в него, попа Феодора, под городом Мерефою купленая пасека с садом, с сеножатью, прозываемая Брыжаневская, на р. Озеряной и на той же речке Озеряной занял он, поп Феодор, сыпаную греблю по за пасекою своею на став, а в другой ставок таким же сыпом занял, тож по за пасекою, текучую в ту реку Сзеряную в лесе криницу и леса с дубровою посильное место к тим своим угодьям принял». С. Феодор просил, чтобы утверждены были за ним эти угодья, и полковник Феодор Донец утвердил актом 4 февраля 1696 г.; б) марта 15, 1710 г. на этом же акте генерал-майор Феодор Шидловский написал, что всеми угодьями, помянутыми в акте, имеют владеть Святогорский архимандрит Вассиан Василевский и его преемники. При таких документах можем положить, что храм Рождества Богородицы, перестроенный в 1711 г. в Озеряной, существовал еще прежде 1671 г. , называясь Мерефянским, по близости к Мерефе, и что о. Феодор, священник сей церкви, без сомнения, с тем и отдал свои озерянские угодья Святогорскому монастырю, чтобы под наблюдением кого-либо из опытных в духовной жизни основался Озерянский монастырь. Заботливым же исполнителем сего благочестивого желания был Святогорский наместник и впоследствии архимандрит Севастиан Юхновский. Такое сведение об основании Озерянской пустыни находим и в указе консистории от 17 октяб. 1722 г., где притом сказано, что основатель пустыни, Святогорский архимандрит Севастиан, построил ее по обещанию и что он в 1721 г. апр. 25, прибыв из Озерянской пустыни в Куряж, принял здесь схиму и отдал пустынь со всем ее строением и имуществом в ведение архимандрита Куряжского.
Кроме главного, деревянного, храма в честь Пресвятой Богородицы, в пустыни был храм в честь Рождества Иоанна Предтечи и колокольня с часами.
В храмовый праздник Рождества Пресвятой Богородицы в пустыни собиралось весьма много богомольцев.
Особенным предметом благоговения для всей окрестности была здесь Озерянская икона Божией Матери.
В харьковском деле о грабежах запорожцев и татар мерефянский сотник писал: «1718 года авг. 21 под Сзерянским монастырем увели 10 коней монастырских, да два Сзерянскаго отца наместника Варсонофия на монастырской леваде».
Кроме строителей: Варсонофия и Ефрема, который по указу от 5 окт. 1758 г. освящал храм в Тарановке; по делам известны:Начальник, иеромонах Тихон Святогорский, в 1767 г., Игумен Феофилакт, скончавшийся в 1771 г., Игумен Варлаам, 1773 г., Строитель иеромон. Иоасаф Прокопьев, 1776 г., Строитель иеромонах Самуил.
Ректор архимандрит Василий в своей ведомости 1787 г. показывал в Озерянской пустыни «начальника Иезекииля Туранскаго, 4 иеромонаха, 1 иеродиакона» и, кроме послушников, монаха Феодосия, постриженного в Озерянской пустыни в 1754 г.
По описи 1773 г. у монастыря было: 5 фруктовых садов, пахотной земли 7 дес., лугов 6 дес., леса 3 дес.
По закрытии пустыни, последовавшем в 1787 г., главный храм ее Рождества Богоматери перенесен в Мерефу, где он поныне цел и прекрасною своею постройкою, особенно же отличным иконостасом, представляет образец вкуса и изящества . _________________ Я не люблю базар,не люблю расклады,гады,отдельно я и трогать меня не надо...
Добавлено: Вт Май 05, 2009 2:45 pm Заголовок сообщения:
эх,жаль никак с боцманом не встречусь...
интересно было бы пообщаться,ничего,как то увидимся
п.с. хотя видались,мельком,на вокзале в субботу,поздоровались,тока он не знал что я это я,а я говорить не стал,он в компании стоял...я ,скромный патамушта...
так что еще раз здравствуйте! _________________ Я не люблю базар,не люблю расклады,гады,отдельно я и трогать меня не надо...
Добавлено: Вт Май 05, 2009 6:13 pm Заголовок сообщения:
tokar_all, це є велике неподобство. Ми повинні знати один - одного в обличчя, і ніякі коипанії нам не назаваді .А зустрінутися ми повинні. _________________ історію часто пишуть ті, хто вішає героїв (англ.) patriotmerefa
Добавлено: Чт Май 07, 2009 4:49 pm Заголовок сообщения:
tokar_all писал(а):
эх,жаль никак с боцманом не встречусь...
интересно было бы пообщаться,ничего,как то увидимся
п.с. хотя видались,мельком,на вокзале в субботу,поздоровались,тока он не знал что я это я,а я говорить не стал,он в компании стоял...я ,скромный патамушта...
так что еще раз здравствуйте!
Как говорится, скромность украшает но оставляет голодным.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах