Православный мир с первых дней существования Церкви Христовой чтит Преблагословенную Богородицу, явившую миру Христа Спасителя. Ее ближайшее материнское отношение к воплотившемуся из Нее Сыну Божию и беспримерная высота личной духовной жизни сделали Ее посредницей спасения и облагодатствования всех верующих в Церковь Христову. Ее молитвенное предстательство, невидимое телесно, но ощутимое сердечной верой, порождает у прибегающих к Ее помощи, прежде всего, любовь к Ее Сыну и Богу нашему и печаль о своих грехах /2 Кор. 7,10/ Ч покаяние. В Харьковской области и сопредельных с нею областях с глубоким благоговением почитается чудотворная икона Пресвятой Богородицы Озерянской Ч древняя благодатная святыня, источающая многие милости роду христианскому. Явление иконы Озерянской Б.М. относится к 1710 году, в котором положено основание монастыря в Озерянке. Булгаков С.В. сообщает, что, по преданию, эта икона была обретена в конце XVI века, во время татарских набегов на Украину.
В то время в храме Рождества Богородицы села Мерефа служил иерей Феодор, и Господу было угодно прославить Озерянское место, находящееся от Мерефа в трех километрах, знамением особого Своего благоволения Ч явлением святой иконы Пресвятой Богородицы Озерянской. В делах Харьковской Духовной консистории повествуется следующее: «В сем монастыре (т.е. Куряжском) есть прославленная в давних годах чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, называемая Озерянской. Обретена во время татарских набегов в пустыни, именуемой Озерянской». Один из ее жителей, косивший траву за лесом, за одним взмахом косы услышал человеческий стон и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и пред нею горящую свечу Ч при корне дерева здесь же росшего. Косарь, взявши обе половины этого образа, внес в свою хижину и, сложивши оныя, поставил в приличном месте, и усердно оному помолился, оставив свою работу. На другой день рано утром он не обнаружил святыни в своей хижине, ибо она была на месте обретения, и была сращена, а на самом месте заструился ключ чистой воды». Благочестивый иерей Феодор, духовно обрадованный явлением чудотворной иконы Богоматери, донес об этом своему архипастырю (митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию), и с его разрешения построил близ места явления деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, где и была икона.
Видя знамения благодати Божией от св. иконы, о.Феодор пожелал, чтобы на месте святаго явления Пречистыя Матери устроилась иноческая обитель, впоследствии прославившая во всей Слободской Украине пустынно-прекрасную Озерянку и привлекавшая в нее любителей пустынно-иноческих подвигов. Один старожил села Мерефа в 1762 году дал следующее письменное свидетельство: «Видел я и помню, что в церкви Озерянской пустыни стояла чудотворная икона, а откуда и кем была поставлена, знать не могу. Первое чудо от Нее явилось архимандриту Севастиану и при строителе иеромонахе Варсонофии Хвастиченко». Проф. Д.И.Багалей сообщает, что Богородица на иконе изображена повернувшей лицо в сторону Младенца. На Ней красный хитон и голубой мафорий. Правая рука Ее в позе моления, а левой поддерживает Младенца Христа, сидящего у Нее как бы на коленях у левой руки. Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у Него такая же корона, как и у Богородицы. В левой руке Он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих желтые. Размер иконы был 40 х 34 см.3.
Некоторые чудеса, изливаемые от Озерянской иконы Божией Матери
Молитва к Божией Матери, большей частью, получает отклик, если она исходит от сердца, и на благо самого молящегося. Святая чудотворная икона Богоматери Озерянская пребывала в разных местах, именно: в Куряжском Преображенском монастыре и в Озерянском Предтеченском храме. И где бы она ни была, сила благодати Божией от этой святой иконы очень часто проявлялась в исцелениях больных, которым добрая Целительница недугов неоскудно подавала милость от многоцелебного Своего образа. Памятно было жителям г. Харькова великое благодеяние Божией Матери, явленное их городу от святыя Ея иконы, в тяжкие 1833-й, 1848-й, 1871-й годы, когда пагубная холера свирепствовала в г. Харькове и уносила в могилу множество жертв. Многие свидетели сохранили в памяти своей разные случаи исцеления болящих, от св. иконы, которые много свидетельствуют, что как древле, так и ныне чудодействует Всеблагая Владычица от Своего благодатного Озерянского образа. Вот наименование некоторых случаев исцеления от святого образа: «Исцеление человека, имевшего усохшую руку, исцеление человека из Липцев, не владевшего ногою, исцеление девицы Бардаковой, одержимой беснованием, исцеление Ивана Николаевича Бочковского от болезненного шума в ушах, исцеление двух сестер от глазной болезни, исцеление девочки от горловой болезни».
Библиография:
1. Багалей Д. И. История города Харькова за 250 лет его существования (1655Ч1905 годы). X.: 1905.
2. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Ч Киев: 1913.
3. Ковалевский А. Сказание о св. чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Озерянской. Ч Харьков: 1892.
4. Архиепископ Филарет. Историко-статистическое описание Харьковской Епархии. Ч Харьков: 1859.